Сочувствие и сопереживание: в чем разница?

Начнем с определений. Слова “сочувствие” и “сопереживание”, равно как и “сожаление”, часто оказываются взаимозаменяемыми. Всё это позитивные, альтруистические черты, но все же они не относятся к одному и тому же переживанию.

Важно отметить два отличительных качества сопереживания: понимание того, что другой чувствует, и желание/готовность (willingness) что-то сделать, чтобы уменьшить его страдание. Данное изображение наглядно показывает отличие сопереживания от схожего опыта сочувствия, сожаления и жалости:

В левом нижнем углу располагается жалость (pity). Когда мы испытываем жалость, у нас практически нет желания действовать и понимания, что именно чувствует другой. Нам просто жаль (I feel sorry for you).

На мой взгляд, жалость здесь выступает в качестве автоматической, социально обусловленной реакции: потому что так принято, правильно и одобряемо, это, скорее, поведение, т.е. видимая реакция, которой большинство из нас научилось еще в детстве, но без глубокого осмысления происходящего. Я ни в коем случае не обесцениваю жалость как таковую, а указываю лишь на дистанцию между мной и опытом другого. (Далее курсивом мои комментарии к статье)

Двигаясь выше и правее, мы переходим к сожалению (sympathy). Здесь мы видим больше желания/готовности помочь и понять другого. Иными словами, мы представляем себя на его месте (We feel for the other person).

В сравнении с жалостью СОжаление говорит о большей сопричастности к переживаниям другого. Иными словами, я перехожу границу социальной вежливости и вхожу в его положение, как если бы это все случилось со мной. Да, я другой человек, я, вероятнее всего, испытывал бы другие чувства и смотрел бы на ситуацию иным образом, но я сопоставляю наши переживания, чтобы лучше понять, что происходит.

Переходя на следующий уровень, мы приходим к сочувствию (мой перевод слова empathy в данном контексте). Сочувствие означает глубокое интуитивное понимание переживаний другого человека. Здесь мы чувствуем вместе с ним (We feel with the person). Мы буквально переживаем эмоции другого человека, как свои собственные. Хоть это и очень благородно, это не обязательно приносит другому облегчение, кроме как, возможно, позволяет ему чувствовать себя не так одиноко в данной ситуации.

На мой взгляд, сочувствие в данном контексте может дать намного больше, поскольку для горюющего это исцеляющий эмоциональный опыт, который дает понять, что эти чувства можно назвать, выдержать и что-то с ними сделать, чтобы остановить процесс разрушения и запустить восстановление. Когда я вижу, что другой может выдерживать (или контейнировать) мои чувства, этот опыт делает мое состояние выносимым, кризис — временным и конечным, а между эмоцией и действием появляется место для осмысления происходящего.

Наконец, в правом верхнем углу мы видим четкое понимание переживаний другого и такую же готовность действовать. Наше понимание опыта другого человека здесь больше, чем при сочувствии, потому что здесь мы задействуем как эмоциональную осознанность, так и рациональное понимание. Сопереживание (compassion) случается, когда мы отходим от сочувствия и спрашиваем себя, что можно сделать, чтобы поддержать страдающего. В данном случае сопереживание — это намерение в противоположность эмоции (I’m here to help).

Готовность действовать — штука важная, однако, не стоит забывать о таких вещах, как запрос, зона ответственности и границы. Прежде чем бросаться помогать, важно понять, какая именно помощь нужна другому, и нужна ли вообще. В противном случае я свою помощь навязываю, становясь либо спасателем, либо преследователем, рядом с которыми может быть только жертва. Во-вторых, я не буду делать за другого то, что он может сделать сам, поскольку я хочу, чтобы он разглядел свои собственные ресурсы, иначе я рискую стать для него гиперопекающей нянькой. Наконец, когда кризис становится опытом, мое активное сопереживание так же прекращается за ненадобностью, и мы возвращаемся к менее вовлеченным вариантам эмоциональной близости.

А какая реакция больше всего нужна вам?

Источник:
This article is adapted from Compassionate Leadership: How to do Hard Things in a Human Way by Rasmus Hougaard and Jacqueline Carter (Harvard Business Review Press 2022).