Итак, эмиграция, вынужденная или не очень, это тоже потеря — как и в реабилитации — привычного образа жизни, контактов, статуса и т.д. Как это пережить, остаться собой, сохранить связь с родиной и не сойти с ума, в своей теории U-кривой адаптации попытался изложить Калерво Оберг.

Как и в теории переживания горя Кюблер-Росс (КР), это обобщенная модель с необязательным прохождением всех этапов в указанной последовательности, но она выполняет функцию основы, от которой можно отталкиваться при анализе каждого конкретного случая.
Первый этап — туристический — похож на стадию отрицания по КР: связан, в первую очередь, с новизной, достижением цели, которой предшествовала долгая и часто нервная подготовка.
В общем, эйфория от того, какое все вокруг классное, интересное, вкусное и необычное. Здесь много предвкушения, как еще лучше все будет дальше: чем-то похоже на влюбленность, где идеализация выключает критическое мышление: место, которое я покинул, кажется хуже, чем на самом деле, а новая страна — источником вдохновения или, по меньшей мере, облегчения, если откуда-то пришлось срочно бежать.
Второй этап — постепенное разочарование. Я бы назвал это сближением, а то и столкновением с реальностью.
Здесь я все больше начинаю сравнивать, вспоминать, как там и тогда было хорошо, а здесь и сейчас — плохо. В новой культуре я вижу преимущественно недостатки, в людях — лишь плохое, но при этом не могу вернуться обратно, что может привести к хроническому напряжению и тревоге.
На самые обычные вещи — доведенные до автоматизма дома — я здесь трачу гораздо больше сил и времени, что приводит к истощению. При этом, чем больше я сопротивляюсь изменениям, тем труднее.
Если думать про КР, то худший вариант здесь — это смесь из деструктивного гнева, неэффективных торгов и злокачественной депрессии, т.е. злость от неудовлетворенности я направляю на себя, неудачные попытки подстроиться делают жизнь еще сложнее, а тоска по родине направлена не на оплакивание потери, а на бег по кругу навязчивых мыслей.
На этом фоне я могу почувствовать себя неадекватным и даже неполноценным, что может привести к реальной депрессии, изоляции, апатии и самобичеванию за совершенную ошибку.
Этап №3 — приспособление: окружение уже не представляется столь враждебным, а культура — чуждой. Уже есть свои точки опоры: внешние — в виде людей, мест и деятельности; внутренние — ощущение собственной значимости, нужности, а также осмысленности происходящего.
По КР, я бы сказал, что это эффективные торги, переходящие в депрессию здорового человека, т.е. позволяющую осознанно оплакивать потери.
Именно здесь закрепляются мои инициатива и проактивность, потому что хочется, интересно и любопытно, а не потому что надо или вопреки. У меня хватает ресурсов справляться с тревогой и переживать неопределенность, а если не хватает, я представляю, где их найти или к кому обратиться за помощью. Я готов смотреть шире и идти дальше, а не держаться за изолированный островок «стабильности”.
Четвертый этап адаптации — бикультурализм. На языке психологии это значит, что вся совокупность стресса от пребывания в новой среде не мешает мне эффективно функционировать в личностном, социальном, профессиональном, творческом и иных значимых контекстах.
Теперь попроще: я чувствую себя достаточно адаптированным, различаю оттенки происходящего, не разделяя все на черное и белое, я могу спокойно взаимодействовать с людьми и оставаться собой, не бросаясь в сравнение с тем, как было раньше, при каждой неприятности.
Теперь моя психика выдерживает такую категорию, как “просто другой”, не хуже и не лучше, и этот другой имеет право отличаться, иметь свои ценности и принимать решения, которые мне не нравятся. И то же самое распространяется на меня.
С этого момента отличия для меня — это источник обогащения, что делает меня выносливее и устойчивее в эмоциональном плане, более ориентированным в бытовых вопросах и позволяет найти свое место в новом социуме.
По КР, это ближе к здоровой депрессии, переходящей в принятие. На мой взгляд, принятие — это грамотно выстроенные торги: максимально реалистичные, гуманные и целенаправленные. Я делаю на этом акцент, поскольку принятие — это, прежде всего, процесс (восприятия и взаимодействия с реальностью), а не черта, перейдя которую я стану счастливым резко и навсегда.
Как и у вышеупомянутого автора, стадии могут меняться местами, могут быть откаты и промежуточные этапы, которые зависят от многих параметров.
Хотите понять, как именно переживаете эмиграцию вы?
ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ. БУДУ РАД ВАМ ПОМОЧЬ.